- Маркетинг
-
МАРКЕТИНГ — в изд. деле комплекс действий, которые предпринимаются для того, чтобы изучать, предвидеть, формировать, стимулировать и удовлетворять спрос на выпускаемые издания.
Маркетинговый подход к управлению производственно-сбытовой и научно-техн. деятельностью фирмы, предприятия кратко сводится к положению: "Производить то, что продается, а не продавать то, что производится".
Принципы маркетинговой деятельности: 1) ориентация на запросы потребителя, выявленные с помощью исследования рынка, на мотивации потребителя и возможности фирмы; 2) выявление целевого рынка, т. е. группы потребителей с одинаковыми предпочтениями и одинаковой реакцией на маркетинговые действия; 3) гибкое реагирование на изменения спроса и рыночных условий; 4) инновации, т. е. постоянное совершенствование, видоизменение и обновление продукции, определение новых каналов сбыта и т. п.; 5) стратегическое планирование, т. е. выработка программ производства на основе рыночных прогнозов и конструирование запросов потребителей в соответствии со стратегическими целями фирмы.
В зависимости спроса на товар различают такие виды М.: 1) конверсионный (превращающий отрицательный спрос в положительный); 2) креативный (создающий спрос, если он отсутствует на рынке); 3) стимулирующий (повышающий спрос, находящийся на низком уровне); 4) ремаркетинг (оживляющий снижающийся спрос); 5) синхромаркетинг (стабилизирующий колеблющийся спрос); 6) поддерживающий (сохраняющий оптимальный спрос); 7) демаркетинг (понижающий излишне высокий спрос); 8) противодействующий (ликвидирующий спрос на социально вредные товары).
О большом значении М. для деятельности предприятий в России говорит тот факт, что нет почти такой недели, в какую бы не вышли книги о М.— учебники, монографии, исследования. М.— одна из самых актуальных книжных тем: от него во многом зависит успех и жизнестойкость предприятия в рыночных условиях.
См. также Бенчмаркетинг.
Изд. маркетингу посвящен спец. раздел в кн.: Энциклопедия кн. дела. М., 1998. С. 321—472.
Издательский словарь-справочник. — М.: ОЛМА-Пресс. Мильчин А.Э.. 2003.